|
|
|
Статьи
|
|
|
|
|
Королевский размер
Такого понятия нет в природе. Доказать обратное решился ведущий гигант автомобильной промышленности Страны восходящего солнца "Тойота" своей моделью "классического внедорожника" "Лэнд-Круизер". В конечном итоге получился не просто "король бездорожья", а настоящая гордость нации.
"Тойота Мотор" причисляется к пионерам японской вездеходной техники. Первые джипоподобные машины "АК-10" появились еще в 1942 году. Все они были похожи как две капли воды на своего заокеанского соседа "Виллиса". Это неудивительно. Многие так начинали, и мы в том числе (вспомните хотя бы наши "ГАЗ-64 и -67"). Именно "Виллис" явился не только родоначальником нового класса машин, но и всего того, что мы сейчас понимаем под словом "джип".
Несмотря на то что сама компания "Тойота" начала свою деятельность с легковых моделей, во время второй мировой войны она занималась исключительно военной продукцией. В послевоенный период американские оккупационные власти разрешили возобновить производство мирных автомобилей (джип был как нельзя кстати после тяжелого времени). Наладить выпуск легковушек фирме удалось лишь в 1947 году. Но разговор не о них.
В 1951 году "Тойота" начала производство скромной на вид серии первых "BJ", которые в принципе и стали прародителями большой "королевской" династии "Лэнд-Круизеров". Это были совершенно непохожие на "боевую братву" машины. Высокие, неуклюжие (на первый взгляд), с безвкусным экстерьером (не говоря уже об интерьере), но... со своей душой. Бензиновые 4- и 6-цилиндровые двигатели не отличались проворностью, но 60-108 "лошадок" выдавали без проблем. Единственный цельнометаллический кузов сперва был 3-дверным, грубым, с массой выштамповок, накладок и торчащих деталей. База в различных вариантах исполнения составляла от 2,5 до 3 метров. Длиннобазная версия способна была перевозить до 8 пассажиров и хорошую кладь багажа (для этого на крыше даже устанавливался багажник). А что, очень удобно!
Само управление (как и приборы) примитивно до умопомрачения. Удивительно, но это никак не сказалось на популярности и необходимости данной техники (особенно у землевладельцев и, конечно же, у военных). Тем более приятно, что, когда в 1956 году "Тойота" проникла на американский рынок, "Лэнд-Круизер" сразу вышел на первые места популярности среди моделей своей группы. И это в Америке с ее "проходимцами"?!
Забегая немного вперед, для лучшего определения отметим, что модельный ряд "Лэнд-Круизер" включал несколько основных линий. За весь период существования серии машин были едины, от "J-4" до "J-8". Их условно надо делить на военные ("J-4" и "J-7") и гражданские ("J-5", "J-6" и "J-8"). В обозначении конкретных версий внедорожников "Тойоты" использовался простой код: буква перед J (означающим, возможно, "джип") указывает тип двигателя: B, L, K или Н; цифра после номера серии - это длина колесной базы, то есть 0 или 2 - короткая, 3 - средняя, 5 и 9 - длинная.
Итак, появившийся в 50-х годах будущий "король" быстро рос, часто модернизировался, обрастал модификациями и версиями. Однако основные черты оставались неизменными все эти годы. Мощная рама из стального профиля, неразрезные мосты спереди и сзади, гибкие двигатели, большое количество опций, повышающих и без того высокую проходимость. Но... все это еще впереди, а начало было весьма трудным: разработка новых, экономичных и в то же время "сильных" силовых агрегатов; подгонка узлов и механизмов под евростандарт, поиск своих собственных решений. Но самым сложным оказался кузов! Мало того, что он был чересчур простой, дискомфортный и шумный, так еще только 3-дверный (даже длиннобазная версия имела лишь три двери).
Право пассажиров заднего ряда сидений на отдельную дверь было в новинку для того времени. Тогда на рынке внедорожников царили лишь 3-дверные машины. Да и то третью дверь и дверью назвать было нельзя. Что-то вроде двух, отдельно открывающихся панелей, и только. В то время даже такие монстры бездорожья, как "Рэйндж-Ровер", "Шевроле-Блейзер" и "Форд-Бронко", допускали пассажиров к заднему сиденью сугубо через передние двери. Что уже говорить об "узкоглазом".
В 1962 году только американский "Джип" предлагал модели с четырьмя дверями, это "Чероки" и "Вэгонир". Но, как показывает опыт, если что-то нужно, то оно обязательно появится. И вот "Тойота" решилась на смелый шаг и пошла на выпуск 4-дверной версии. В 1965 году родился наконец-то полнодверный "Лэнд-Круизер" серии FJ-55. Он был обречен на успех. Именно о такой машине мечтали не только японцы, но и европейские "джипперы".
Сильно отличавшаяся от своего "братца" модель завораживала изящным национальным дизайном, детальной отделкой кузова (плюс дополнительные двери) и как нельзя лучше подходила к своему имени.
Разделенная задняя дверь или, как ее еще называют, панельная, идеальна при погрузке-разгрузке, но далека от совершенства. Центральная ее стойка постоянно маячила в салонном зеркале заднего вида, что, естественно, уменьшало обзорность. Но это мелочь по сравнению с тем, что на 120-сильном "FJ-55" можно было ездить когда угодно, где угодно и как угодно. Автомобиль оправдывал свое назначение. А зеркало... его можно передвинуть чуть-чуть в сторону!
"Лэнд-Круизер" экспортировался в Старый Свет с широким передним 3-местным диваном, что не соответствовало техническим стандартам многих стран. Опять пришлось подстраиваться. И так все время.
Модели внедорожников "Тойота" пользовались славой и в африканских пустынях, и на элегантных площадях больших городов, и даже в израильской армии... во время 6-дневной войны. Даже в США на них положили глаз. А это уже что-то!
С 1975 года добавились еще два мотора: 122-сильный бензиновый и 76-сильный дизельный для семейства HJ-40/45 и универсала "FJ-55".
Так год за годом "Лэнд-Круизер" гордо разъезжал по дорогам всего мира, пока в 1981 году не появился полноправный конкурент - 4-дверный "Рэйндж-Ровер".
|
|